Кем был Карл Густав Юнг?
Карл Густав Юнг был психиатром и создателем аналитической психологии. Он родился 26 июля 1875 года и умер 6 июня 1961 года в Кюснахте, Швейцария. Он состоял в браке с Эммой Раушенбах с 1903 по 1955 годы у них было 5 детей.
Юнг разработал понятия и концепции, которые сегодня широко используются в психологии и обществе, такие как коллективное бессознательное, комплексы, архетипы, персона, тень, интроверсия, экстраверсия.
Жизненный путь К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг родился и вырос в деревне под Базелем в Швейцарии. Он был единственным сыном протестантского пастора, вера которого с возрастом пошла на убыль. Его мать была эксцентричной и депрессивной женщиной, когда Карлу Густаву было 3 года, она впервые попала в психиатрическую больницу.
Личные проблемы родителей сыграли значительную роль в детстве Юнга. Он рос замкнутым ребенком с богатым внутренним миром и философскими устремлениями.
В юношестве Юнг интересовался археологией, затем, в 20 лет начал изучать медицину в Базельском университете. Там он решил специализироваться в области психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин он очень интересовался философией, теологией, оккультизмом.
Начало карьеры и работа с Фрейдом
В 25 лет он устроился в одну из лучших психиатрических клиник Европы – Бургхольцли. Там Юнг стал ассистентоми учеником Эйгена Блейлера — швейцарского психиатра, совершившего вклад в понимание психических заболеваний введением термина «шизофрения» и «аутизм».
В Бургхольцли лечились богатые больные из всей Европы — в клинике применялись новые диагностические методы, в числе которых был ассоциативный тест. Этот метод заключался в наблюдении за телесными и вербальными реакциями пациентов на разные слова.
Юнг усовершенствовал ассоциативгый тест и обнаружил, что есть слова, на которые больные реагируют особенно сильно. Благодаря этому тесту он познакомился и стал работать с Зигмундом Фрейдом.
Плодотворное сотрудничество привело к совместной поедзке в США в 1909 году. Но потом начались споры, главным образом из-за концепции либидо. Фрейд видел либидо как сексуальное желание, а Юнг – как психическую энергию, связанную с мифами и религией. Это различие было описано в книге Символы трансформации («Wandlungen und Symbole der Libido», 1911). Выход этой книги в свет привел к окончательному разрыву отношений с Фрейдом.
С 1913 года Юнг называет свое направление аналитической психологией, чтобы отличить ее от психоанализа Фрейда. В 1914 году Юнг покинул пост президента Международной психоаналитической ассоциации и вышел из ее состава.
Развитие аналитической психологии
В 1913 году, в возрасте 38 лет Юнг начал свое многолетнее исследование — внутреннее путешествие, в котором он столкнулся со своим собственным бессознательным в форме видений. В перерывах между приемами пациентов и семейными ужинами он фантазирует и прислушивается к внутренним образам.
Как опытный психиатр, он не сомневался, что в своем внутреннем путешествии он рисковал стать психотиком. Он рисует и записывает образы, которые к нему приходят, удерживая связь с реальностью благодаря ежедневной частной практике и общением с семьей.
Благодаря этой внутренней работе он развивает метод, который впоследствии называет активным воображением.
Записи и рисунки, сделанные во время внутреннего путешествия были названы Lieber Novus — Красная книга. Эта работа осталась незаконченной и была передана потомкам без каких-либо инструкций относительно того, что с ней должно произойти. Книга оставалась неизданной и увидела свет только в 2009 году.
Теория психологических типов и годы, предшествовавшие Второй мировой войне.
Теория психологических типов — еще один краеугольный камень работы Юнга. Работа была написана во время Первой мировой войны и издана на английском языке в 1921 году, в ней впервые были сформулированы понятия экстравертности и интровертности, прочно вошедшие в обиход современного человека.
После публикации «Психологических типов» Юнг укрепляет признание профессионального сообщества на международном уровне. Он много путешествует и состоит в переписке со многими именитыми современниками — светилами научной, культурологической и философской мысли, среди которых физик Вольфганг Паули, историк религии Кара Кереньи, китаевед Рихард Вильгельм и писатель Герман Гессе.
В 1933 году Юнг участвует в организации междисциплинарной международной конференции Eranos, продолжавшей свое существование до 2006 года.
Юнг и алхимия
Во время Второй мировой войны, когда Юнг отрезан от международной жизни, которая занимала его в течение многих лет, он проявляет ранний интерес к алхимии, возникший после встречи в 1920-х годах с Рихардом Вильгельмом.
Рихард Вильгельм (1873-1930) – немецкий китаевед, теолог и миссионер. Вильгельм прожил в Китае 25 лет, говорил и писал по-китайски и восхищался китайским народом. Он перевел на немецкий язык несколько китайских философских работ, которые затем были переведены на многие другие языки. Самые известные — «И Цзин» и «Тайна золотого цветка», предисловия к обеим работам написаны Юнгом. Эти работы основаны на китайской алхимии.
Знакомясь с переводами китайских алхимических текстов, сделанные Вильгельмом, Юнг обнаруживает смысловые совпадения между алхимией и его личным опытом, полученным во время своего внутреннего путешествия, описанного в Красной книге.
Много лет спустя, во время Второй мировой войны, он возвращается к этой теме. Юнг собирает тексты европейской алхимической традиции и работает над синтезом психологии и алхимии, который был впервые опубликован в 1944 году под названием «Психология и алхимия» (Psychologie und Alchemie).
В этой работе он заключает, что алхимия не является естественно-научной попыткой разработки золота, но символически описывает естественный процесс психологического развития человека, который берет свое начало в архетипах коллективного бессознательного.
Последние годы Юнга
В 1943 году у Юнга случился сердечный приступ, с этого времени он все больше занимался писательской деятельностью. 6 июня 1961 года Карл Густав Юнг умер в окружении близких в своем доме в Кюснахте.
Наследие Юнга
Аналитическая психология Юнга живет и развивается в Институтах Юнга по всему миру, а также через международную организацию «Международная ассоциация аналитической психологии» (IAAP).
Юнгианские институты и их выпускники — юнгианские аналитики, аналитические психологи — работают по всему миру. Наследие Юнга осмыслялось по-разному, это привело к формированию трех различных школ — классической, архетипической, и школы развития. Описание их отличий достойно отдельной статьи.
Подводя итог, можно, сказать, что именно символическая интерпретация является наиболее характерной для юнговской версии глубинной психологии.
В настоящее время по всему миру работает около 3 500 юнгианских аналитиков. Мы встречаемся для обмена опытом и знаниями на локальных и международных конференциях.
Метод глубинного анализа живет благодаря работе ассоциаций, продолжающих обучение в разных странах, и издательствам научных журналов, посвященных клиническим и теоретическим аспектам современного юнгианского анализа. Среди русскоязычных изданий это «Юнгианский анализ», журналы издательства «Сказка и миф», «Аналитическая психология: теория и практика».
Невозможно не упомянуть Российское общество аналитической психологии, РОАП — наших учителей, и МААП — московский локальный центр, благодаря которому в 2023 году в Кыргызстане прошла международная конференция «Психоанализ и легенды Азии».
Библиография
- Урхой, Х. (2018) Розен. jungforalle.dk.
- Валерий Зеленский «Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий»
- Юнг К.Г. Большая российская энциклопедия. Том 35. — М., 2017. — С. 584—585.
- Фрейд, Зигмунд. Психология бессознательного. СПб, 2002.
- Юнг. К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб, 1994.
- Кембриджское руководство по аналитической психологии / под ред. П. Янг-Айзендрат, Т. Даусон.